Когда гордишься местом, где вырос, очень тяжело срываться с места и переезжать куда-то, даже если есть острая необходимость. Статью пишу для того, чтобы сказать сомневающимся, стоит ли оно того.
Родилась я в Петрозаводске, а четырех месяцев от роду была перевезена в Братск, который тогда был прославленной новостройкой Сибири. Так что дух странствий во мне с грудного возраста. А все свое детство была воспитана в духе гордости Братском, его первостроителями, его историей и великим будущим. И трудно не быть воспитанной таким образом, если твой отец — главный инженер ведущего предприятия, а мама — работник Музея Трудовой Славы Братскгэсстроя.
На первом фото — моя семья через год после смерти мамы, в музее, где она работала, поэтому лица у всех довольно грустные, а я не смогла навести резкость качественно из-за слез. Это уже давненько, не так больно теперь… На втором фото — башня Братского острога, куда ссылали каторжников, неугодных правительству, начиная с 1631 года. Башня хранится в музее деревянного зодчества в Коломенском (Москва), на третьем фото — закладка камня памятнику первостроителям Братска.
Всю жизнь, пока я жила в Братске (не считая тех восемнадцати лет, когда я скиталась по другим местам России), я с удивлением наблюдала, как все большее и большее число наших друзей и знакомых покидают наш город. Как можно покидать такую красоту? — думала я. Прекрасная природа, коротким летом — грибу, ягоды, купание в Братском водохранилище, зимой — лыжи, коньки, пышные сугробы, красота которых ни с чем не сравнится…
Но когда начинаешь вырастать и понимать некоторые вещи, замечаешь, что вода в Братском море в июле, когда становится можно купаться (да, в Сибири вода прогревается только к июлю), покрыта грязновато-желтой ряской и в ней множество пластиковых бутылок и прочих отходов, воздух не свеж, а очень даже тяжел, и рыба ловится больная. Люди не берегли красоту тайги с давних времен. Старый Братск, ведущий свое начало с 1631 года, был затоплен и продукты распада от гниения скрытых под водой пашен, лесов и кладбища загрязнили Ангару. А три завода-гиганта, построенных на полученной от знаменитой Братской ГЭС, загрязнением воздуха завершили картину упадка.
На верхнем из трех последних фото — место затопления Николаевского чугунолитейного завода, на втором фото — мемориальная доска, посвященная памяти затопления, на третьем — памятная доска, установленная в честь Старого Брацка (старый вариант правильного написания названия)
Несмотря на то, что я много путешествовала и переезжала, я всегда возвращалась в Братск, и с каждым возвращением мое здоровье и здоровье моих детей становилось все хуже. Несмотря на величие задуманного, интересную историю земли Брацкой, очень тянуло туда, где потеплее. Хотя знала людей, которые уехали на юг, пожили три-пять лет и вернулись. Не смогли найти друзей. Но у меня и так все друзья в интернете, терять было нечего! Не удивительно, что как только я заработала свою раннюю сибирскую пенсию, я решила переехать на Кубань. Место мы выбирали с младшим сыном вместе (двое старших разъехались по другим городам). Обратили внимание на то, чтобы городок не был в центре туристических маршрутов на юг, чтобы там было спокойно, чисто. К тому же, у сына там жил друг. Поэтому мы выбрали Белореченск.
Меня по-прежнему здесь все удивляет, а живу уже третий год. Когда приехала, это было в феврале, зима была очень похожа на нашу, сибирскую, вышеприведенные фото иллюстрируют это. А на третьем фото — тюльпаны в апреле (!). Сравните с фото, где я на вершине громадного сугроба колотого снега, и было это сфотографировано в последний день марта 2013. В год моего приезда здешние друзья шутили, что сибиряки приехали и холод привезли. Оказывается, — 15 и — 24 градуса — не характерно для Кубани.
Текущая зима (2015-2016) — самая теплая из моих трех зим здесь. Такое явление, как «февральские окна» — когда в феврале двадцатиградусное тепло и все сажают лук, чеснок (если не высадили их с осени), подстригают кустарники и деревья, опрыскивают их от вредителей, меня поражают и восхищают.
Как переезжать на такие далекие расстояния? Я переезжала поездом Байкальск — Адлер, цена билета до Армавира — семь тысяч с копейками. С собой у меня были большущий чемодан с одеждой, сумка с ноутбуком, кофр с гитарой и сумка с вещами и продуктами первой необходимости. Можно было еще до 100 кг в багажный вагон взять, но я не представляла, как я все смогу вытащить сама и перевезти. Поэтому мы воспользовались услугой перевозки багажа в почтовом вагоне, заранее, перед отъездом, упаковала около 60 кг вещей (можно до 100) в мешки, и с сыном отправили их, это обошлось в 450 рублей, а привоз их в Белореченск из Армавира — в 2500 рублей по расценкам 2014 года. Их доставили в Армавир через десять дней после моего приезда в Белореченск. Мы знали, что скоро сюда доберется сын и привезет что-то еще, так оно и вышло. Таким образом, мой переезд обошелся примерно в 15000 рублей (1000 — на питание в поезде и электричка до Белореченска). В эту же сумму посчитала привоз вещей, доставленных сыном. Стоимость их приезда не считаю, они платили сами.
Я ехала до Армавира, когда вышла, мне помогли мужчины донести мой громадный чемодан в комнату отдыха, где я переночевала за 500 рублей. В дороге всегда найдутся отзывчивые люди, готовые бескорыстно помочь. И их очень легко отличить от мошенников: они едут вместе с вами, у них тоже есть багаж, но не так много, как у меняющих ПМЖ. Носильщика можно взять без проблем, но стоянка в Армавире всего 3 минуты, с моей расторопностью выгрузить все из пассажирского вагона и из багажного не получилось бы. На следующее утро до электрички мне помогли местные охранники вещи донести, а в Белореченске меня встретили друзья. Когда приехал сын со своей половинкой, я встречала их в Армавире. Мы уже знали, где пассажирский, где багажный вагоны (надо было через 5 вагонов бежать). Все сделали за 3 минуты, еле успели. Специально наняла машину с прицепом из Белореченска, заплатила 4500 рублей. От Белореченска до Армавира 110 км, дело было ночью, водитель помог разгружать и загружать вещи, так что это еще по-божески. Если бы не помощь водителя, за короткое время стоянки могли бы и не успеть.
Если брать контейнеры, это обойдется от 30 до 80 тысяч. Обычно кооперируются 1-3 семьи, чтобы занять вагон. Холодильники и телевизоры лучше в контейнере не перевозить. Я не пользовалась этой услугой, так как часть вещей продала вместе с квартирой, а часть отдала родственникам. Здесь, на Кубани, все гораздо дешевле и качественней, чем в Братске. И обстановку я приобрела уже почти полностью.
Несколько слов по выбору места, куда вы решите переезжать. Большинство вопросов можно решить через интернет: найти дом, выставленный на продажу, временное жилье, уточнить маршрут. Хотя если там, куда вы наметили переезжать, живут друзья, эти вопросы решить гораздо легче. Еще несколько видов моего нового места проживания.
На последнем фото — пляж Архипо-Осиповка, находится в 100 с небольшим километрах от Белореченска. Расстояние, конечно, несравнимое с тем, что ехать отдыхать из Сибири.
Питание мне здесь очень нравится. Мой участок — тем более, и даже моя нелюбовь к монотонной работе (по огороду) меня не травмирует. Все здесь стоит в три раза дешевле, чем в Сибири. Много натуральных вещей и продуктов по доступным ценам. С работой похуже, может быть, но я работаю в интернете (не на отзовиках, а занимаюсь рерайтом). В общем, у моей многочисленной семьи теперь появилась база на юге! Так что если вас что-то не устраивает в том месте, где вы проживаете, не бойтесь перемен.